Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form

История вещей: белая футболка

Основа основ базового гардероба, без которой сейчас немыслима любая капсула, белая футболка сейчас сопровождает модниц на светских раутах, поездках на дачу, офисном гардеробе и не только. А вообще мы украли эту вещь у мужчин (снова!). Как эволюционировала белая футболка – рассказываем ниже.


«Прародителем» футболки принято считать мужской комбинезон, использовавшийся как нижнее бельё. В XIX веке его разделили на верхнюю и нижнюю части. Такая нижняя нательная рубаха первоначально шилась из шерсти, так как считалось, что именно эта ткань дает телу самую лучшую защиту от жары и холода, а также влаги. Но дни шерсти были сочтены во времена хлопкового бума в Америке. Так постепенно эта часть нижней одежды превратилась в футболку, которую мы носим до сих пор.

В начале 20-го века белая футболка служила предметом нижнего белья и носилась исключительно под одеждой, исключительно мужчинами. Созданная для пехотинцев, разнорабочих и шахтеров, она скрывалась под униформой или одеждой и терпеливо ждала своего звездного часа. Мужчине появиться в рубашке на голое тело считалось неприличным, поэтому когда в 1934 году в фильме «Это случилось однажды ночью» герой Кларк Гейбл появился в рубашке на голое тело, это чуть ли не разрушило всю футболочную империю.  В то время Гейбл был олицетворением сексуальности, а в фильме даже рассказывал, как раздевается: «У меня свой метод. Если вы заметили, сначала я снял кофту, затем галстук и рубашку…». Обнаженный торс подчеркивал характер главного героя, который был настолько уверенным в себе, беззастенчивым, мужественным и свободолюбивым, что носить футболки под рубашки он не считал нужным. Мужчины тут же последовали его примеру, и нижняя рубашка быстро стала пережитком прошлого.

Если бы не Вторая мировая война, возможно, футболки бы и вовсе вышли из обихода — миллионы американцев были на войне и фактически одержали победу в одной футболке. Так что она стала символом особого мужества. Вернувшись домой, солдаты продолжили носить тишотку, а те, кто не служил, последовали их примеру. Став довольно популярной, «тишотка» была символом единения, мужественности и труда. Популярности ей добавила обложка Life 1942 года, на которой изображен мужчина в одной из первых футболок с рисунком. 

 

Постепенно тишотка перекочевывала наверх, в поле зрения, и становилась модным предметом гардероба. Благодаря актерам Марлону Брандо и Джеймсу Дину, которые появились в хлопковых футболках в фильмах «Трамвай Желание», «Дикарь» и «Бунтарь без причины», эта вещь стала культовой одеждой и даже формой протеста против буржуазного ханжества. А также из символа героизма превратилась в синоним сексуальности и опасности. Так в 50-е годы произошла революция, в ходе которой модные бунтари вызывающе носили рубашки расстегнутыми (чтобы видно была нижняя футболка) или футболки сами по себе, выставляя свою белую тишотку на показ.

В женском гардеробе футболка очутилась в 60-х, однако настоящую популярность обрела в 80-е. Часто она была символом неприкрытой сексапильности и эмансипации. Тогда в моде был и классический белый, и яркие цвета. Расцвет хип-хопа в 80-х способствовал интеграции спортивного стиля в повседневный гардероб. Оверсайз-силуэт, яркие логотипы и надписи, подвёрнутый рукав… Футболки стали не только одеждой, но и способом выражения своих мыслей и даже формой протеста. Все чаще футболки стали использовать для привлечения внимания к политическим проблемам. 

Постепенно футболки вошли в список вещей базового гардероба. Сегодня тишотку можно надеть в спортзал, на вечеринку, в офис и даже на торжественное мероприятие (главное, подобрать правильную футболку и грамотно ее стилизовать с остальными вещами). Может показаться, что дизайн не менялся десятилетиями. Но это не так! К примеру, в 80-х в моде были огромные почти квадратные футболки, которые носили с подвернутыми рукавами и джинсовыми гигантскими безрукавками. Девяностые отметились изображениями рок-групп, но и простых белых моделей хватало с избытком.

Для промо-плакатов популярного тогда сериала «Беверли-Хиллз, 90210» актеров сняли в однотонных футболках и джинсах. А в 1991 году Карл Лагерфельд и вовсе надел классические твидовые жакеты Chanel поверх футболок. К середине десятилетия они обрели мягкие формы и силуэты, благодаря популярности гранжа и инди-стилистики. Сейчас, пожалуй, можно найти футболку любого фасона, кроя и цвета в масс-маркете за пару долларов или у люксовых брендов за несколько тысяч долларов и стилизовать ее под какое угодно десятилетие. 

 

17+