Красота, гармония и созерцание. Творчество Германа Гессе

Творчество Гессе - это созерцание. По сравнению со многими своими современниками, он неустанно стремился к гармонии и красоте. Постоянные поиски смысла жизни в его книгах не кажутся громоздкими или чрезмерно меланхоличными, а наоборот, скорее светлыми, хоть иногда и довольно мистическими.

Гессе можно назвать приверженцем интеллектуального романа, ведь его произведения очень тесно пересекаются с философскими темами. Размышления героев выходят на первый план, а сюжету и образам отводится как бы второстепенная роль. Герман Гессе был свидетелем обеих мировых, в его творчестве часто слышен мотив поиска твердой духовной основы. 

 

Биография Гессе тесно переплетается с его книгами. Романы “Демиан” (1919) и “Сиддхартха” (1922) стали воплощением переживаний автора Первой Мировой войны, а его увлечение психологией Юнга и восточной философией можно наблюдать практически в каждом произведении. Писатель постоянно находился в интенсивном поиске духовного пути и религиозных переживаниях. Это не удивительно - личные переживания и поиски смысла жизни для многих авторов были главной темой творчества.

Начинать знакомство с книгами Гессе, безусловно, стоит с ранних его работ. Повествование в них более простое, а многие сюжетные линии автобиографичны. Тема страдания как духовного опыта напоминает о творчестве Достоевского, однако герои Гессе находятся не в конфликтной среде - все проблемы будто сглажены или рассеяны, а на первый план выходит ощущение предчувствия красоты, достижения идеала, которые будто поджидают героев. Но достойны ли мы красоты этого мира? Гессе оставляет многие вопросы открытыми, чтобы читатель сам размышлял на вечные темы и пришел к своим выводам.

 

Начните с малого - с нескольких новелл и повестей, а после переходите к романам: от ранних к последним. Новеллы “Книжный человек”, “Что внутри и что снаружи”, “Художник”. Главный герой последней, Альберт, - художник, который находится в процессе поиска и познания себя. Как только он находит гармонию внутри, он наблюдает ее и снаружи - в природе. После этого художнику уже не нужно признание, он творит потому, что не может не творить. Однако люди все равно прорываются к нему в мастерскую, устраивая там свои порядки. Невольно вспоминается стихотворение Лермонтова “Смерть поэта” и его не понимающая толпа. Гармония художника индивидуальная и личная, она не понятна другим. Он - художник-созерцатель, но зритель не такой, как он. Однако каждый имеет право не понять или понять его творчество по-своему, не так, как было задумано художником.

Повесть “Последнее лето Клингзора” поразит вас сильным контрастом между ярким, насыщенным жизнью и красками внешним миром и духовной смутой, внутренней пустотой главного героя (он, кстати, тоже художник), который предчувствует свою скорую смерть. Герману Гессе удается не только очень живо и в потрясающих деталях описать лето Клингзора, но и заразить читателя жизнью. Да, мы то и дело сталкиваемся с темой смерти и быстротечности жизни, но от этого нам только еще больше хочется жить, чувствовать и любить.

Из тоски, становившейся невыносимой, я нашел для себя выход, начав рисовать

Точное описание мазков и красок, которое мы встречаем по ходу повести, это не просто углубление в тему - Герман Гессе и сам был художником. Как и его герой, он художник-экспрессионист, а основная тема его картин - пейзажные мотивы. Однако к рисованию Гессе относился менее требовательно: “Творить пером и кистью - это для меня хорошее вино, опьянение им настолько согревает и украшает жизнь, что делает ее сносной”, - писал Гессе своему другу в 1920 году. Полюбуйтесь на картины Гессе - удивительным образом это поможет лучше понять его прозаическое творчество.

Короткий роман “Сиддхартха” (1922) многие считают самым красивым и прекрасным. Читать его и правда довольно легко и интересно (особенно, если сравнивать с  “Игрой в бисер”). В нем раскрывается любовь Германа Гессе к восточной философии, религии и вообще к восточному миру. Действие романа происходит в средневековой Индии, и, как всегда, герои Гессе находятся в поиске своего пути и смысла жизни. К мудрости, к святости, к познанию этого мира можно прийти разными путями, - считает Гессе. Один герой - Говинда - более созерцательный, рациональный. Другой герой - более эмоциональный, которому нужно пройти через несколько разных взглядов, познать разные сферы жизни, чтобы в итоге прийти к созерцанию и его мудрости. Герман Гессе настолько погрузился в восточные учения, что во время прочтения романа у нас нет ощущения, что он написан писателем из Германии. Познавая вместе с героями всю философию, мы все больше ощущаем, будто этот текст написан каким-то восточным мудрецом или учеником Будды. Вместе с героем будто и мы растем, познавая эту жизнь.

 

Интересно, что у Гессе можно часто встретить образ женщины, как спасительницы от внутренних страданий. Это могут быть возлюбленные, первые встречные, куртизанки. Герои Гессе будто пытаются спастись, познать себя и мир и одновременно как бы убежать от своих внутренних проблем и конфликтов. Только посмотрите не героя “Книжного человека” - в конце новеллы он знакомится с молодой женщиной, Гессе неспроста объединяет этих героев. Книжный человек пытается найти жизнь в этой девушке, познать себя, но в то же время он и убегает от себя, ведь самостоятельно справиться со своими душевными конфликтами он не может - он просит ее не покидать его, думая, что ему под силу узнать жизнь только если она будет рядом. Но понимает ли она, о чем он просит? Их роднит, кажется, только одинокая ночь.

Роман “Степной волк” (1927) состоит из предисловия издателя и “Записок Гарри Галлера” с интригующей и пугающей припиской в скобках “(только для сумасшедших)”. В свою очередь, в “Записках” мы знакомимся с трактатом о Степном Волке. Этот Гарри, по прозвищу Степной волк, разделяет свою личность на две части: человека высокой духовной морали и животного (волка). Иногда граница между реальностью и сновидением размывается, а сны героя со временем все больше вытесняют реальность из повествования. Если вы читали “Множественные умы Билли Миллигана”, вам будет знакома эта атмосфера сумасшествия и духовного кризиса. Кстати, инициалы главного героя (Гарри Галлер) откровенно наводят на мысль, что он - двойник Германа Гессе.

 

Пожалуй, “Степной волк” самый жесткий роман Германа Гессе, в котором привычное созерцание сменятся острым душевным кризисом и дисгармонией. Здесь много намеков на, казалось бы, неожиданные для Гессе темы: наркотики, джаз, лесбийская любовь… Интересно, что джаз становится символом культурной деградации. Гессе откровенно не любит это музыкальное направление, он слушает только классических немецких композиторов (и то - не всех). Все эти перипетии, переплетения и культурные отсылки подчеркивают основную задачу Гарри Галлера: единение высокого и низкого. Герой должен преодолеть двойственность между тенью степного волка и своим духовным, культурным “я”, чтобы принять себя и реализовать многогранность своей сущности.

Последний и главный роман в творчестве Германа Гессе - “Игра в бисер” (1943). Одновременно его можно считать и самым сложным, насыщенным философскими размышлениями, поэтому приступайте к нему после знакомства с более ранними работами.

 

«Игра в бисер» (как и «Игра в классики» Кортасара позднее), отсылает к концепции игры Йохана Хейзинги: игра как основа человеческой культуры, деятельность более высокого порядка, по сравнению со всем остальным, что связано с сиюминутной пользой и потреблением.

 

Суть этой игры в искусстве сочинения метатекста, синтез всех отраслей искусства в одно, универсальное. Основой становятся математика и музыка композиторов XVII века - от Иоганна Якоба Фробергера до Алессандро Скарлатти. Действие же происходит в вымышленной провинции Касталии, которая становится закрытым миром этой игры, миром культуры и духа. Наука перестала быть серьезным исследованием, искусство выродилось в масскульт, а основным жанром литературы стал фельетон (отсюда и название «фельетонная эпоха»).

Тема ухода, бегства - одна из любимых и важных для Гессе тем, - встречается несколько раз в его главном романе “Игра в бисер”. Особенно это отражается в судьбах двух главных героев, один из которых покидает Касталию, потому что не согласен с ее правилами и мировоззрением. Другой - Йозеф Кнехт, - наоборот, остается и достигает высокого уровня игры, становится магистром. Однако в итоге и он покидает игру в бисер. Он отыскивает своего товарища и начинает жизнь с нуля.

Истинное призвание каждого состоит только в одном - прийти к самому себе

Повествование разворачивается неспешно, плавно и очень подробно. К этому роману приложены три новеллы и стихи главного героя. Мы не будем раскрывать концовку, но вывод напрашивается сам собой. Любой путь может закончиться разочарованием от ощущения, что этот путь был ложным, утратой веры. Но мы понимаем, что это - совершенно нормально. Потому что отсутствие некой конечной точки порождает новый путь, порождает бесконечное движение. Здесь, как и в “Сиддхаркте” нет какой-то окончательной точки. Есть только бесконечный путь и периодические остановки, которые способствуют обновлению. В этих местах кажется, что то, что было вчера - уже неверно, представление о жизни и верном пути изменяется, а дорога меняет направление.

 

Творчество Германа Гессе наполнено рефлексией и бесконечным поиском духовного пути и смысла жизни. Если ранние произведения предстают в гармонии созерцания и открывают красоту мира, то более поздние уже становятся менее красочными, но от этого не менее интересными.