Почему стоит посетить питерскую Академию художеств

Несмотря на свою легендарность и вековую историю, Санкт-Петербургская Академия художеств имени Репина, место не сказать чтобы туристическое. Многие даже не знают, что при вузе действует музей и попасть в святая святых могут не только учащиеся, но и любой желающий. Кто-то отмахнется: да что там смотреть? Коридоры и студенческие работы? А вот и нет. Вузу исполнилось более 250 лет, из его стен вышли классики живописи: Серов, Врубель, Поленов, Репин, Борисов-Мусатов. Тут преподавали Архип Куинджи, Павел Чистяков, Петров-Водкин. Посмотреть точно есть на что, а если учесть, что и само здание – шедевр архитектуры 18-го века, повод посетить Академию – вполне весомый. И повод этот не один.

Самый большой в мире круглый двор

По преданию круглый двор приказала построить Екатерина II. Его размер (55 квадратных метров в диаметре) должен был точно соответствовать величине купола собора Святого Петра в Риме, «дабы ученики в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились». Знатоки архитектуры называют двор уникальным. Говорят, если лечь на землю в центре, небо покажется куполом, «поставленным» на фасад академии. В обычное время Круглый двор закрыт. Исключение делают для ночи музеев. В центре двора стоит памятник первому президенту Академии - графу Шувалову. Его автор – скульптор Зураб Церетели.

Отдел слепков мировых шедевров скульптуры

 

Тут запросто можно сфотографироваться со скульптурой «Дискобол» в натуральную величину, рассмотреть вблизи гениальные работы Микеланджело. Коллекция, которая насчитывает более 600 экспонатов, не имеет себе равных. Большинство из хранящихся слепков, сняты с оригиналов в 18-19 веках. Посмотреть все скульптуры даже мельком не просто: экспозиция расположена в 33 залах первого этажа вокруг Круглого двора. Не забывайте заглядывать в окна, тут он виден лучше всего.

«Врата рая» с загадкой

 

Реплика знаменитого шедевра флорентийского мастера Лоренцо Гиберти появилась в Императорской академии художеств в начале 1776 года. Подлинник врат, выполненный в бронзе и покрытый позолотой, находится во Флоренции. Ворота установлены на востоке баптистерия – крестильни для младенцев. 10 больших квадратных полей врат иллюстрируют главные события Библии: от сотворения Адама до изгнания из Рая. Некоторые рельефы включают в себя до ста персонажей, их очень интересно разглядывать. Загадка врат в том, что при их монтаже в Академии, панели были перепутаны. Первые четыре панно расположены, как у Гиберти, остальные в следующем порядке: 10, 7, 6, 5, 8, 9. Ошибку повторили при отливке еще одной копии врат, которые установили в Казанском соборе Петербурга.

Сад Академии и лошади старожилы

Сад Академии считается одним из самых старых садов Васильевского острова. Его разбили сразу после завершения строительства главного здания. Это пример классического сада. Тут художникам положено рисовать этюды с натуры. На дорожках можно встретить свободно пасущихся лошадей, милых пони. Все они из конюшни Академии. Некоторые лошадки-старожилы, спасенные от сложной судьбы, живут тут десятилетиями. В саду есть «Хрустальный домик» - мастерская батальной живописи со стеклянной крышей и стенами. В ней художники учатся писать животных.

Настоящие египетские сфинксы

 

Из окон Академии открывается вид на Неву, Исаакий и Благовещенский мост. И, конечно, на египетских сфинксов, которые охраняют ее здание с апреля 1834 года. Сфинксы – подлинники. Каждому более 3500 лет. Находясь в Египте, их приметил офицер Андрей Муравьев и был настолько впечатлен, что обратился через посла к императору с просьбой обсудить покупку. Согласия не получил, и сфинксов приобрела Франция. Она же впоследствии перепродала России египетскую диковинку за 40 тысяч рублей.

Существует масса легенд. Говорят, на постаменте сфинксов высечено проклятье, способное ввергнуть мир в Хаос. Что на протяжении дня они меняют выражение лиц: к вечеру безмятежность сменяется ненавистью. Кто увидит эту смену - сойдет с ума. К подножию сфинксов часто выносит тела утопленников.

Копии утраченного Тициана и лучшие работы классиков живописи

Начало коллекции музея положил подарок графа Шувалова – 101 картина европейских художников. До наших дней дошла только одна. Полотно Андреа Челести - «Избиение младенцев». В свое время собрание Академии немногим уступало Эрмитажу. Но при создании Русского музея часть коллекции отошла к нему. Вдоль невского фасада Академии расположены три зала: Рафаэлевский, Тициановский и Конференц-зал. В Рафаэлевском – копии фресок Рафаэля, выполненные Брюлловым, Басиным, Марковым. В Тициановском - две копии Тициана в натуральную величину, оригиналы которых были утрачены при пожаре. В собрании Академии хранятся лучшие работы Репина, Иванова, Мясоедова, Поленова, Шишкина, Брюллова.

Шедевры архитектуры в миниатюре

Многие посетители Академии любят именно этот отдел. Макет Смольного монастыря, Троицкий Собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок, Исаакиевский собор и многие другие. Все макеты изготовлены из дерева. Можно посмотреть не только внешнюю отделку, но и внутреннее убранство: роспись, резьбу, лепку. Часто в изготовлении макетов принимали участие сами архитекторы. Растрелли самолично раскрашивал Смольный монастырь в миниатюре. С этим макетом связана еще одна история. Смотрители музея рассказывают: в 2000 году в Питере был ураган, который сорвал крест с монастыря, за три дня до этого упал крест с макета Смольного в Академии. Оригинальные чертежи, которые хранятся в музее, постоянно используют для реставрации памятников архитектуры, по ним воссоздают снесенные храмы, разрушенные парки.

Всех поводов, конечно, не перечислишь. Их гораздо больше. Это и особая творческая атмосфера художественного вуза, и отличный книжный магазин на первом этаже Академии. Там вы найдете редкие книги по искусству, винтажные альбомы с репродукциями. Что еще? Ах да, легенда о призраке бывшего директора Академии и его трагической судьбе. Но пусть ее вам расскажут сами «репинцы».