Как изменится мир моды после карантина?

Что будет с журналами, стилистами, съемками, неделями моды, производством и потреблением? Мы поговорили с людьми из индустрии о том, как изменится мода после карантина.

Не нужно быть бизнес-консультантом или аналитиком-экспертом, чтобы понять, что перемен не избежать. А вот вопрос о масштабе этих перемен остается открытым.

 

Два месяца фабрики были закрыты, люди сидели по домам, поставки не отгружались, а об отсутствии офлайн-продаж можно даже не упоминать. Многие бренды во многом зависят именно от продаж в магазинах и торговых центрах. Отшивать коллекции по скайпу - задача непростая, ведь потрогать ткань и повертеть сэмпл в руках тоже важно. Как и провести примерку, съемку, презентацию. Любая кризисная ситуация наносит определенный ущерб по брендам, потребителю и экономике, но с подобными обстоятельствами мы столкнулись впервые.

Многие компании быстро переключились на онлайн-формат - стали проводить все встречи по видеоконференциям, работать из дома, наращивать обороты онлайн-продаж. В первое время всевозможные промокоды “STAYHOME”, бесконтактные и бесплатные доставки и прочие фишки работали и привлекали. Но сейчас подобные упоминания о карантине и вирусе просто раздражают покупателя.

Онлайн-шопинг продолжался у тех, у кого не изменился доход, кто продолжал удаленно (или не удаленно) работать, у кого были накопления. Но в целом, если некуда ходить и непонятно, когда можно будет выйти, то для чего покупать одежду? Так скорее всего подумали многие, поэтому паттерн потребления может начать двигаться в сторону осознанности, а его объемы снизятся. Проблема перепотребления и перепроизводства в мире стоит достаточно остро - периодически мы узнаем о том, как бренды сжигают свою старую не реализованную продукцию (только представьте, объем токсичных выбросов от этого). Остается надеяться, что человек поймет, что для счастья много не нужно, что сто пар красивых босоножек - не практично, хотя и красиво.

Инвестиции в гардероб останутся точно, как и покупки “dream bag”, “ dream shoes” и т.п. Да что там говорить - за первый день работы после карантина бутик Hermes в Гуанчжоу заработал 2.7 млн долларов. Да, уточнений нет, сколько было клиентов и покупок, но сам факт неоспорим. В Европе, где точечно открываются магазины масс-маркета и миддл-сегмента, на входах собираются очереди. Это подтверждает то, что онлайн-шопинг не заменит окончательно офлайн в ближайшее время.

создатель ювелирного концепт-стора «72», основатель Anima Jewels и учредитель мужского салона маникюра и педикюра Simposion

Что касается компаний, многие принимали активное участие в борьбе с вирусом: перенастраивали фабрики на производство масок, спецодежды, антисептиков или жертвовали деньги (об этом мы подробно писали тут). Чем-то напоминает военную ситуацию, когда фабрики мобилизовались и меняли квалификацию, производили военную форму. Последствия всемирного карантина не так разрушительны физически, но не экономически. Компании теряют миллионы, не выкупают свои заказы с наемных фабрик, не размещают новые...

Многие дизайнеры уже заявили о том, что количество коллекций и производимых изделий снизится, многие отказались участвовать в ближайших Неделях моды. Думаем, это пойдет на пользу всем: производства смогут плавно наращивать мощность и перераспределить занятость; у дизайнеров появится больше свободы и времени для творчества, так что возможно оставшиеся коллекции станут более креативными; а у потребителя будет время пересмотреть свое отношение к одежде, да и к миру в целом.

партнер коммуникационного агентства Monstars, создатель образовательной платформы Pavelena.com

Нельзя утверждать, что пандемия и всемирный локдаун положительно скажутся на экологии и осознанности производства и потребления - все-таки одноразовые маски и перчатки в таком количестве скорее отбросили нас назад, чем приблизили к “эко-миру”. В индустрии уже начался постепенный переход: некоторые страны отказываются от проведения Недели моды, появляется все больше sustainable брендов и способов утилизации и переработки старых вещей. Только усиливается тренд на винтажную одежду, кастомизацию и ремонт, а во время домашнего заточения многие научились чему-то новому в онлайн DIY-кружках (сварить тай-дай футболки, перешить рубашку в юбку, связать топ-бандо…). Тенденция будет продолжаться, как бы не сопротивлялись гиганты индустрии. А с развитием технологий проводить онлайн-показы, виртуальные встречи с байерами и покупать онлайн станет только проще.

 

Мы задали сокровенный вопрос: “как изменится мода и индустрия после карантина?” и получили несколько очень интересных мнений.

основатель бренда petrichor.eco

шеф-редактор instyle.ru

персональный стилист

персональный стилист