Эстетика post-soviet: что привнес в мир моды Гоша Рубчинский

Если в разговоре на тему моды проскальзывает термин «постсоветское пространство», на ум сразу приходит образ молодых ребят в спортивных штанах с тремя полосками, кроссовках и с пугающим взглядом. И рядом с ними в воображении всплывает один конкретный дизайнер.

 

Предлагаем разобраться, почему Гоша Рубчинский — это не плохо?

Гоша Рубчинский стал бешено популярным не только на родине, но и во всем мире. Аудитория не ограничивалась даже Америкой и Европой — на улицах Токио можно было буквально через одного увидеть молодых людей, разгуливающих в футболках «Спаси и Сохрани» на груди. Те же подростки катались на скейтах в Австралии и тусовались на рейвах в Новой Зеландии.

У многих эта популярность ветром сдула с губ простой вопрос «Почему?» и неодобрительную ноту во взгляде. 

 

Так почему Гоша Рубчинский — это не плохо?

 

На самом деле, ответ лежит на самой поверхности. Давайте начнем с России.

 

Гоша Рубчинский ярко срезонировал публике. Одни твердили, что его работы безвкусны, другие отдавали деньги (либо последние, либо небольшую часть своего дохода) за вещи с логотипом «Гоша Рубчинский». 

Кстати, в армии поклонников бренда были совсем разные люди. Простые парни и девушки, попросившие в качестве подарка на день рождения знаменитые огненно-красные носки, и успешные мужчины и женщины, которые прониклись атмосферой. Для первых — это глоток времени и эстетики, которую они не застали, но хотели бы быть ближе к духу суровых 1990-х. Вторые увидели в истории свое трудное детство, а в лукбуках — его уникальность и красоту. Но это детство для них в то время не казалось ни уникальным, ни красивым.

На самом деле всю эту непростую схему хейтеров и любителей бренда объединяет одно. Гоша показывает самое непривлекательное время России в той атмосфере, в которой это происходило (стадион, бывшая церковь, спортивный зал советской школы), но преподносит это эстетично. 

 

Он разговаривает с российской аудиторией на понятном ей языке — на языке постсоветского пространства. Одни его боятся, другие не принимают, третьи — гордо носят.

Казалось бы, чем могут так взволновать общественность «парни с района», которых видели и обходили стороной мы? Всем. Особенно своей уникальностью за границей.

 

С Российской сцены вещи с логотипом узнаваемого флажка вышли на зарубежный рынок. И нашли свой отклик в мире европейского и американского сообщества — свитшоты с кириллицей стали мелькать в работах известных стритстайл фотографов.

Каким бы странным ни показался выбор зарубежных фэшиониста, их повальную любовь к вещам резонансного российского дизайнера легко понять и принять. Это одна из самых далеких эстетик и культур, которые им когда-либо удавалось наблюдать.

Например, одежду в восточном стиле начали привозить в Европу еще в XIX веке. В эпоху романтизма английские и французские колонии находились в странах Востока, откуда и привозили уникальную атмосферу. Благодаря этому на свет родились восточные принты и мужской халат.

Резюмируя вышесказанное: культура Востока, которая, казалось бы, очень далека от европейской размеренной жизни, на самом деле уже давно стала частью повседневного образа. А вот эпоха постсоветского времени недалекой соседки — России — оказалась настоящей свежей новинкой.

Бренд Гоши Рубчинского и его работы поняли и с гордостью приняли. Помимо того, что спортивные штаны и олимпийки появились у модных инфлюэнсеров, так и эстетика российского стритвира вышла на уровень Домов высокой моды. Все больше гигантов индустрии начало обращать внимание на удобство в образах — создавалось повальное количество кроссовок и вещей в спортивном стиле. Изюминкой образов в 2018 были ugly sneakers, а «кальсоны», которые «достались от деда» — золотой находкой. 

Гоша Рубчинский — одна из самых неоднозначных персон в мире высокой моды. Однако сложно не оценить его вклад в индустрию. В конце концов, дизайнер попал в список Business of Fashion «500 самых влиятельных людей индустрии моды», и стал 12-м российским модельером этого топа. 

 

Гоша показал всему миру ту эстетику постсоветской России, от которой мы горячо отмахивались. И сказал, что это красиво. Мир с любовью это принял, заинтересовался и вдохновился.

В апреле 2018 года Гоша Рубчинский поставил на стоп деятельность бренда в его привычном формате, однако его вещи все еще находят своего покупателя. 

 

В интервью российскому Vogue дизайнер отметил:

Помню, на своем первом показе на вопросы журналистов о том, как будет выглядеть мода в будущем, я ответил, что показанное нами сейчас будет интересно как минимум десять лет. Поэтому через десять лет я считаю нужным закончить эту историю.

Мы сделали первый показ, потому что нам было скучно. Теперь, когда проделано многое, скучно стало делать показы.

Сейчас дизайнер занимается брендом «ГР-Униформа», который выходит как отдельный проект про общество, архитектуру и людей. В него входят не только предметы гардероба, но и музыка, и видеоряд.